Как сократить высокие ОДН по электроэнергии
Уважаемые жители города Воронежа!
В адрес АО «ВГЭС» постоянно приходят обращения от жителей города Воронежа, председателей Советов многоквартирных домов, а также от жилищных организаций, занимающихся эксплуатацией многоквартирных домов городского округа город Воронеж, с просьбами провести проверки схем подключения встроенных нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, по отношению к коллективным общедомовым) приборам учета электроэнергии (далее ОДПУ), а также оказать помощь по снижению потерь во внутридомовых электрических сетях жилых домов, с целью уменьшения общедомовых нужд по коммунальной услуге «энергоснабжение» (далее ОДН). Информация, изложенная в виде вопросов и ответов, поможет Вам разобраться в данной проблеме.
1. За что отвечает АО «ВГЭС» при проведении проверок ОДПУ?
Информируем, что АО «Воронежская горэлектросеть» является сетевой организацией по обслуживанию и ремонту муниципальных городских электрических сетей и персонал АО «Воронежская горэлектросеть» проводит проверки в рамках своей эксплуатационной ответственности. Производятся проверки подключения наружных электрических сетей от трансформаторных подстанций АО «Воронежская горэлектрость» до ОДПУ, установленных в многоквартирных домах, а также определяется схема подключения встроенных нежилых помещений по отношению к ОДПУ.
В актах проверки указываются результаты проверки приборов учета электроэнергии и соответствие их метрологическим параметрам, предъявляемым к средствам измерения. Весь объем электроэнергии, который по своим электрическим сетям АО «Воронежская горэлектросеть» передает в жилые дома, определяют ОДПУ. Данные проверки дают незначительный эффект, поскольку реальное снижение общедомовых нужд ОДН по электроэнергии, достигается комплексом технических мероприятий во внутридомовых электрических сетях жилых домов, которые требуют выполнения электромонтажных работ в рамках капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Кроме того сообщаем, что АО «Воронежская горэлектросеть» не заключает договоров энергоснабжения, не производит начисления, не принимает оплату и не делает перерасчетов по коммунальной услуге «энергоснабжение».
2. Кто должен проводить мероприятия по снижению общедомовых нужд по коммунальной услуге «энергоснабжение» во внутридомовых электрических сетях?
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2012 года № 354 (ред. от 27.08.2012, с изм. от 19.03.2013) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») устанавливает, что выявлением возможных технических потерь, проверкой правильности подключения во внутридомовых сетях жилых и нежилых помещений, обслуживанием, ремонтом и содержанием в исправном состоянии внутренних технических коммуникаций (в том числе электрических сетей), должна заниматься обслуживающая жилищная организация, исполнитель коммунальных услуг в многоквартирном жилом доме (ТСЖ или УК), которой собственники и наниматели жилых домов производят оплату за ремонт и содержание жилья.
3. Что такое общедомовые нужды по электроэнергии, из чего они складываются?
Общедомовые нужды (ОДН) – это электроэнергия, потребленная на освещение подъездов, подвалов, чердаков, антенных усилителей, домофонов, насосов, прочего электрооборудования, необходимого для создания комфортных условий проживания в доме и являющегося общей собственностью всех жильцов. Кроме того, технологические потери во внутридомовых сетях также оплачиваются как общедомовое потребление.
4. Откуда берутся потери во внутридомовых электрических сетях, из чего они складываются?
Электроэнергия - это ресурс, для перемещения которого на расстояние не используются дополнительные ресурсы - она расходует часть самой себя. При передаче электроэнергии по электрической сети, в ее элементах неизбежен технологический расход энергии, обусловленный активным сопротивлением цепи. Потери в сетях возникают из-за хищений электроэнергии, в связи с изношенностью электропроводки, а также ошибками в снятии показаний индивидуальных счетчиков, либо умышленными искажениями записей показаний этих приборов.
5. Что делать для того, чтобы уменьшить величину ОДН электроэнергии по жилым домам?
Для этого, собственникам жилых помещений следует заменить индивидуальные приборы учета электроэнергии (далее ИПУ), у которых закончился срок эксплуатации или истек межповерочный интервал поверки, а также установить счетчики тем, кто их не имеет. Следует помнить, что нормативы потребления электричества являются усредненными, а при показаниях, снятых с квартирного счетчика, доли ОДН будут распределяться точнее. Тем более, что согласно Федеральному закону № 261-ФЗ «Об энергосбережении...», граждане были обязаны были еще до 1 июля 2012 года, за свой счет, установить квартирные счетчики, соответствующие определенным техническим требованиям.
6. Кто установит приборы учета электроэнергии?
За установкой и допуском в эксплуатацию ИПУ, жителям индивидуальных частных домовладений следует обратиться в сетевую организацию АО «Воронежская горэлектросеть». Жильцам многоквартирных домов – в сетевую или сбытовую организацию, ТСЖ или управляющую компанию, если она есть. Также жители многоквартирных домов могут установить счётчик самостоятельно, после чего необходимо пригласить представителя сбытовой или управляющей компании, для опломбировки и вводу его в эксплуатацию. С каталогом приборов учета электроэнергии, ценами на их установку (замену), а также с ценами на оказание услуг по эксплуатации приборов учета, которые предлагает наша организация, можно ознакомиться в сети Интернет по адресу: www.vrnges.ru, тел. 263 28 68, тел. 272 35 34. Для того чтобы воспользоваться настоящим предложением, необходимо обратиться для заключения договора по установке, замене и (или) эксплуатации прибора учета по адресу: ул. Пеше - Стрелецкая, 97 (вход с ул. Конструкторов). Для заключения договора по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета, необходимо при себе иметь паспорт. После установки, замены и допуска ИПУ в эксплуатацию, составляются необходимые документы и передаются в энергосбытовые компании. Единовременность снятия показаний с ОДПУ и квартирных ИПУ, а также точный учет потребленной электроэнергии, позволит снизить величину ОДН на 15 %.
7. Что будет, если не устанавливать ИПУ?
С 01.12.2015 года энергосбытовые компании, согласно Приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее УРТ) «О нормативах потребления коммунальной услуги по электроснабжению населением Воронежской области» (приказ №52/1 от 19 ноября 2015 года), устанавливают повышающие коэффициенты к тем собственникам, у которых отсутствуют ИПУ. Размер повышающих коэффициентов установлен законодательством РФ. В декабре 2015 года норматив потребления для потребителей, проживающих в жилых помещениях, оборудованных как газовыми, так и электрическими плитами и не оснащенными приборами учета электроэнергии, был увеличен в 1, 2 раза. Утвержденные УРТ Воронежской области нормативы с 1 января по 1 июня 2016 года рассчитаны с учетом повышающего коэффициента 1,4 раза. Затем, до конца года (с 1 июля и по 31 декабря 2016 года), повышающий коэффициент вырастет еще на 10%, а начисления объемов электроэнергии увеличатся уже до 50%. С 1 января 2017 года повышающий коэффициент утвержден в размере 1,6. Основная задача, которую призван решить вступивший в силу приказ - сделать потребление электроэнергии без ИПУ невыгодным и таким образом, свести к минимуму неучтенное потребление энергоресурса. Введение повышающих коэффициентов помогает частично решить проблему высоких ОДН, потому что одной из основных причин, влияющих на увеличение доли ОДН в общем объеме электроэнергии, поставляемой на жилой дом, является потребление электроэнергии некоторыми квартирами без прибора учета. При этом, объем фактического потребления собственниками квартир, у которых отсутствуют приборы учета электроэнергии, как правило, значительно выше, чем объем, оплачиваемый по нормативу. Весь объем «недоучтенной» электроэнергии «падает» в объемы ОДН. Поэтому применение «повышенных нормативов» в таких случаях позволит приблизить объемы, предъявляемые к оплате по нормативу, к реальному потреблению электроэнергии.
8. Какие дополнительные организационные и технические мероприятия необходимо провести, чтобы снизить ОДН?
1. Общим собранием дома должно быть принято решение о наделении полномочиями лиц из числа собственников квартир в доме (старший по дому или по подъезду или члены совета дома), которые будут ежемесячно в период с 22 по 26 число текущего месяца снимать показания в каждой квартире и предоставлять эти сведения в абонентский пункт энергосбытовой компании, которая производит начисление по услуге «энергоснабжение». Точный учет позволит снизить величину ОДН до 15 %.
2. Сделать ревизию проводки (энергоаудит) и выявить, совместно с обслуживающей внутридомовые сети жилищной организацией недобросовестных потребителей электроэнергии, подключенных к сети в обход счетчиков. Например, с участием представителей управляющей компании, которые если не сами, то путем привлечения специализированной компании, имеющей соответствующий персонал, аттестованный для работы в электрических сетях, проведет все эти работы.
3. С целью повышения энергоэффективности жилья, над подъездами установить осветительные приборы, которые подключены через автоматические датчики освещения, повсеместно заменить лампы накаливания на энергосберегающие, установить на лестничных площадках датчики движения, которые автоматически будут включать и выключать освещение на лестничной клетке.
9. Изменения в законодательстве с 01.01.2017 года»
26 декабря 2016 г. было утверждено Постановление Правительства № 1498 от «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», которое внесло кардинальные изменения в основные законы: ЖК РФ, ПП РФ 491 и ПП РФ 354 — в части, касающейся расчётов.
Теперь коммунальных услуг на общедомовые нужды больше нет. Вместо них вводятся понятие «потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме». По сути в названии ничего не изменилось, однако данные услуги переходят из категории коммунальных в категорию жилищных, а потому правила их начисления регулируются уже не ПП РФ 354, а ПП РФ 491.
В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг (ПП РФ 354), потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в доме соответствующих внутридомовых инженерных систем. Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются обычные коммунальные услуги, то такие потребители оплачивают расходы на потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества (т.е. ОДН).
Исключением являются только дома, в которых в качестве управления выбрано непосредственное управление, либо способ управления не выбран или не реализован. Для них данные коммунальные ресурсы на содержание общего имущества включаются в плату за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 10 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»; п.2 ч.1 и п 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, при первоначальном включении потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества дома решение общего собрания собственников не требуется. Таким образом, управляющая организация может самостоятельно включить данные строки в квитанцию, но в объёме, не превышающем норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по состоянию на 1 ноября 2016 года.
Однако, в случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, то общее собрание собственников имеет право принять решение об оплате коммунальных ресурсов на содержание общего имущества сверх норматива.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ подготовило письмо от 14 февраля 2017 года № 4275-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения», которое разъясняет вопросы касающиеся возможности установления объема потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, ниже нормативов на ОДН, установленных субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года.
Включение в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года (согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 г. № 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ"; п.2 ч.1 и п 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса РФ.
Для первоначального включения расходов, указанных в ч. 9 ст. 12 Федерального закона № 176-ФЗ, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 10 ст. 12 Федерального закона № 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату ОДН не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом РФ по состоянию на 01 ноября 2016 г.
При этом, если фактический размер расходов меньше размера норматива и расчет осуществляется по показаниям общедомового прибора учета, то возможно начисление по фактическому объему потребления. В этом случае, плата рассчитывается как разница между показаниями ОДПУ и суммой показаний ИПУ и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Соответственно полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на ОДН распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 26 декабря 2016 года № 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органам государственной власти субъектов РФ не позднее 1 июня 2017 г. следует утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.
В соответствии с ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на ОДН определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом.
Таким образом, после утверждения органами государственной власти субъектов РФ нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме размер платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме будет определяться размером соответствующего норматива потребления.
Исходя из вышеизложенного, управляющие компании, ТСЖУЖСК/ТСН вправе начислять плату за ресурсы, потраченные на содержание общедомового имущества многоквартирных домов, по фактическому показанию, но не вправе начислять плату выше установленных нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. А также вправе начислять по фактическому потреблению коммунальных услуг.
Если управляющая организация (ТСЖ/ЖСК/ТСН, управляющая компания) не является исполнителем по коммунальным услугам, т.е. у жителей прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, то управляющая организация обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор на покупку коммунальных ресурсов для содержания общего имущества.
Таким образом, управляющая организация должна будет в любом случае начислять жильцам данные услуги и расплачиваться по ним с ресурсоснабжающей организацией.
Объём коммунальных услуг на содержание дома, которое управляющая организация должна оплатить ресурсоснабжающей организации, определяется как и раньше исходя из разности между расходом, показанным общедомовым счётчиков, и суммарным расходом потребления квартир в доме (по индивидуальным счётчикам, среднему и нормативу). При этом, если указанный объём получается больше норматива, то сверхнормативный расход является убытком управляющей организации. Таким образом, правительство планирует стимулировать управляющие организации пристальнее следить за содержанием общего имущества дома, в том числе не допускать протечек труб, незаконных подключений к сетям и т.д.
Тариф, по которому управляющая организация должна оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы на содержание дома, рассчитывается как тариф «для населения», не зависимо от наличия в многоквартирном доме нежилых помещений, используемых для коммерческих нужд.